Наши Telegram-каналы
1. Фото/видео конкурсы: https://t.me/photokonkursy
2. Лучшие фотографии мира: https://t.me/photo_win
3. Рисунок и дизайн (взрослые): https://t.me/art_konkursy
4. Конкурсы рисунка (дети): https://t.me/kids_draw
Хотите сообщить о новом конкурсе или опубликовать итоги? Напишите нам
Опубликован шорт-лист международного фотоконкурса «Свет и Цвет». Прием заявок на конкурс проходил с 25 марта по 27 мая 2024 года. Профессиональные фотографы и фотолюбители из 398 городов России и зарубежных стран прислали свыше 4500 работ.
В середине июня жюри представило шорт-лист из более чем 300 снимков-финалистов. Они войдут в экспозицию международного фестиваля «Свет и Цвет», который состоится в г. Елец Липецкой области с 21 по 25 августа 2024 года. Там же назовут победителей в шести основных номинациях («Природа», «Город», «Люди», «Предмет», «Движение», «Ретро») и двух дополнительных («Дом. Семья. Обычаи. Традиции» и «Нейрофотография»).
Состав жюри фотоконкурса был не менее многообразен, чем номинации. В него вошли известные художники и фотохудожники, фоторедакторы крупнейших фотоагентств и журналов, организаторы и победители фотоконкурсов, искусствоведы, историки и преподаватели фотографии, признанные гуру отдельных направлений, от спортивной и уличной до нейрофото.
«Судьи» признаются, что им пришлось нелегко: тысячи фотографий, множество техник и тем.
«От удивления до восторга – мы бы описали свои впечатления именно так, – говорят известные фотохудожники Наталья и Валерий Черкашины. – Одни снимки были важной для автора пробой пера, другие представляли обоснованную художественную ценность, третьи вызывали сильные эмоции. Про некоторые хотелось сказать «Мне нравится!», даже не задумываясь, почему. Оценивать было и сложно, и интересно. Хорошо, когда жюри большое и у каждого своя специализация. А главное, что хочется сказать авторам: слушайте, слушайте мастеров, но больше все-таки слушайте себя. Ответ на вопрос «произведение это искусства или нет?» есть внутри у каждого. Фотография – это фиксация момента. Хорошая фотография – это когда фотограф ищет, находит и нажимает на кнопку, как на курок. Но не убивает этот момент, а наоборот, оставляет его в живых».
Дмитрий Сошников, ведущий российский эксперт по генеративному искусственному интеллекту, признается, что изначально хотел оценивать только «свою» категорию «Нейрофотография», но процесс просмотра работ в других разделах так захватил, что он не смог оторваться и провёл у экрана целый день. Больше всего Дмитрию запомнилась номинация «Город».
Его «коллегу» по жюри Нину Шахину, общественного деятеля, эксперта в сфере семьи и детства, впечатлили снимки в номинации «Люди».
«За каждой фотографией стоит конкретный человек, профессионал или любитель. И фотография – это не только взгляд человека на окружающий мир, это взгляд на самого себя, – размышляет Нина. – Выбирая объект для съемки, он руководствуется своими внутренними потребностями и состояниями, актуальными для него темами. Фотография – возможность понять, зачем он живет, что делает в этом мире, хорошо ли ему и можно ли что-то изменить».
Работы финалистов не только отражают их внутренний мир, но и показывают многообразие творческих подходов к созданию снимков. Одни просто интуитивно ловят тот самый кадр, другие долго выбирают ракурс, освещение и погоду, третьи творчески «дорабатывают» естественный исходник.
Так, Марина Никифорова (56 лет, Вологда, по профессии аналитик) создала образ любимого города в технике мультиэкспозиции, когда один кадр экспонируется несколько раз – получился эффект прозрачного ледяного экрана.
Марина с детства интересовалась изобразительным искусством, окончила художественную школу, поэтому и в фотографии тоже использует художественные приемы: съемку через искажающие стекла, объективы с размытием.
Михаил Петров (39 лет, Одинцово, пресс-секретарь московского Парка культуры и отдыха «Фили») уверен, что хороший кадр – это смесь удачи и вовремя вскинутой камеры. Именно так родился снимок «Городской коридор», сделанный среди временных, ныне демонтированных, ограждений за десять секунд до сильнейшего ливня.
Александр Безбородов (55 лет, Тольятти, профессиональный фотограф, более 35 лет обучает детей) поймал конкурсный кадр теплым осенним вечером.
«Дело было на закате, когда у любого творческого человека просыпается вдохновение. Спортсмены – флайбордисты поднимались на струе воды, и я выждал, пока между струями появится солнце, а парень раскинет руки и повернется к нему».
Наталья Шатохина (36 лет, Омск-Москва, в прошлом инженер-проектировщик генпланов городов, сейчас – фотокорреспондент газеты «Вечерняя Москва») заранее выбирала места и точки для съемки серии «Ускользающая память». А потом дожидалась метелей и снегопадов, брала камеру и шла снимать, зачастую пробираясь по сугробам.
«С помощью снега хотелось создать эффект ускользания, стирания. Ведь Москва меняется бешеными темпами. И нравятся нам эти изменения или нет, остается их только принять. А фотографу – задокументировать для будущих поколений. Возможно, уже через пару лет эти места будут неузнаваемы. Фотография – то, за что мы можем держаться, когда ускользает наша память».
На конкурс Наталья прислала черно-белые снимки, но ту же серию она обработала и в технике цианотипии – бессеребряной печати, появившейся в середине XIX века. Фотографии имеют характерный синий оттенок благодаря использованию светочувствительных солей железа.
Вячеслав Алексеев (41 год, Кунгур, Пермский край, телевизионный оператор) увлекается фотографией более двадцати лет, а с прошлого года берет в соавторы искусственный интеллект.
«Бывает, рождаются в голове какие- то идеи, образы, а поймать этот кадр, снять, сделать постановочный – нет возможности. На помощь приходят нейросети. Этой весной, глядя на лужи и грязь, я подумал: ведь это для взрослых неудобство, а для детей – радость. Так родилась идея создать образ беззаботного детства в деревне. Конкурс привлек меня именно наличием нейрономинации».
Обсудить все многообразие современных и исторических техник, обменяться опытом и найти новые источники вдохновения финалисты и все желающие смогут всего через два месяца – во время фестиваля «Свет и Цвет» в Ельце. В его программу войдут более 50 мероприятий: от лекций до вечерних видеопроекций, от мастер-классов до прогулок по тихим улочкам и набережным с известными фотографами в поисках того самого кадра.
А еще все, кто приедет в Елец, смогут убедиться – Кудыкина гора существует! Системный администратор Иван Мосьянов (34 года, Задонск, Липецкая область) снял ее в полнолуние, снимок вошел в шорт-лист. Эти места Ивану знакомы с детства, а с Ельцом он познакомился в студенческие годы, когда учился в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина.
«Мне запомнился его старинный первый корпус с интересной лестницей, раньше там была гимназия. В Ельце вообще много старинных зданий, интересных улочек. Природа в окрестностях тоже хороша: Воргольские скалы, Аргамач, тот же парк «Кудыкина гора». Это отличная локация для фотографа. Если дадут отпуск – обязательно приеду на фестиваль».
Михаил Петров тоже планирует побывать в Ельце: вживую пообщаться с единомышленниками, посетить лекции и мастер-классы, осмотреть город: «Люблю открывать новые места, пропитываться их атмосферой, сохранять воспоминания о них как в памяти, так и на фотографиях».
С нетерпением ждут встречи с Ельцом и члены жюри. Для Дмитрия Сошникова это историческая родина – там жили родители его бабушки. Нина Шахина знает Елец как город—ровесник Москвы, стоящий на рубежах страны, неоднократно противостоявший нашествиям врагов, подвергавшийся разрушениям и возрождавшийся, а на конкурсных фото увидела его прекрасным древним городом, в котором есть жизнь.
Фестиваль станет еще одним дополнением к его образу: «Фестиваль – это всегда калейдоскоп событий, новые встречи, знакомства, эмоции. Русский человек не может без праздника, поэтому фестивали нужны. До встречи в августе!».